08:29 Крестный ход | |
2 июля в наш город, а точнее в храм Святой Троицы, прибыл высокий гость - архиепископ Амфилохий Скворцов. Первый раз епископ был у нас 86 лет назад в арестантской одежде, в чунях на босу ногу. То была середина июля 1932 года. В Осиновке буйно цвела черемуха. И вдруг пошел снег, не просто снег, а закрутила вьюга. "Чего стоите, ройте себе норы" - грозно приказал охранник «елбанской» зоны. Ни землянки стройте, ни шалаши, а норы... Со зверьем сравнял прибывших зэков, а точнее православных христиан. Так Сибирь встретила будущих мучеников Христовых. Не знаю, сколько побывало здесь ссыльных за долгие годы. Однако, уверена, что кто-то из этих ссыльных украдкой привез Богослужебную книгу весом почти восемь килограммов. Не мешок картошки или сухарей тащил в изгнание, спасая свой живот, а рискуя своей жизнью, нес богодуховную книгу, спасая душу свою. Эта книга находится сегодня в церковном музее. Что мог привезти сюда в зону епископ Красноярский и Енисейский Амфилохий? Разве что хлебные крошки в своем кармане и то вряд ли. До Сиблага он уже прошел ряд тюрем. И вот сегодня этот святитель, а точнее мученик и исповедник Российский причисленный к лику святых в 2000 году прибыл к нам вновь, но уже в другом состоянии. Его лик написанный золотом украшен простой деревянной рамой не позволял прихожанам устоять на ногах. Верующие перед святой иконой вставали на колени со словами молитвы: " "Святителе отче, Амфилохий, моли Бога о нас". В этом году мы отмечаем столетие со дня гонений за веру Христову. А потому и прибыл к нам святой уже не в изгнание, а с тем, чтобы помолиться вместе с нами за тех, кто не вынес тяжелых испытаний в тридцатых годах и отошел ко Господу. Наверное, удивился святой, что ныне нет и намека на то, что когда-то в Осиновке были шахты №4, №9, "Первогорная"и шушталепский лесосплав, где пришлось потрудиться святителю. Полвека, названные шахты выдавали уголь на гора в самые труднейшие годы для страны. Пять лет добывал здесь уголь и архиепископ Амфилохий. Некоторое время занимался вылавливанием леса, который отправлялся по Кондоме зэками, работавшими в тайге. В его уголовном деле, кто-то неосведомленный написал, что при обыске у святителя нашли припрятанные дубовые дощечки. Откуда бы им было взяться? Дубы в сибирской тайге никогда не росли... Видно в спешке "шили" новое дело для владыки, поскольку у того шло время к освобождению. Но разве было допустимо отпускать того, кто в открытую высказывался о неприятии советской власти, кто поддерживал слабых духом людей, кто проповедовал Христа. Многие люди откликались на проповеди о Спасителе. И тогда для тех, кто работал под землей, небо становилось ближе и Господь. Это давало выжить людям в нечеловеческих условиях. Позднее, много позднее, здесь на Елбане, появятся первые саманные бараки, правда, насквозь продуваемые ветрами. Архиепископ Амфилохий был высокодуховным человеком, знавшим в совершенстве монгольский, казахский, татарский и тибетские языки. Это был величайший проповедник на востоке страны и миссионер. А еще и переводчик, успевший в своей земной жизни перевести священные православные книги на разные языки народов. И когда святителя при обыске спросили для чего тебе плашки, он, не кривя душой, ответил прямо: припас для крестиков. Так в новом деле появилась запись - хотел делать кресты и продавать их. Это была явная фантазия чекистов. Тройка НКВД вынесла приговор - расстрелять. Это случилось в октябре 1937 года. Была поздняя осень. Наверняка шел холодный дождь или уже сыпал снег, смывая или сметая шахтовую пыль со святителя. Ко Господу он отошел омывшись своей чистой кровью. С того дня святитель прописан в небесном Иерусалиме. Находясь там, он и оттуда молился и молится за нас и за мучеников, которые прошли с ним по земной дороге жизни. Трудно прошли, но не потеряли веру, не предали ее за хлебную пайку, за кружку кипятка, за свою отмеренную Богом жизнь. Они уходили в вечность с достоинством. Мне почему-то вспомнилась история средневековой Грузии. Маленькую христианскую страну постоянно терзали различные захватчики. Храбрые благоверные воины и мученики за Христа - самый многочисленный лик грузинских святых. Верность Христу буквально оплачивалась кровью. Однажды очередной враг Грузии повелел снять купол с кафедрального собора и уселся на него. Внизу, у моста через Куру, поставлены иконы - те самые, перед которыми молились многие поколения горожан. Вражина повелел жителям города подходить по одному и, плюнув на образ, живым перейти на другой берег. Возле икон стояли воины с обнаженными мечами, и несогласных ждала неминуемая смерть. Подошел первый человек. Перекрестился, склонил голову и в последний раз приложился к образу. Острый меч мгновенно отсек голову, и тело первого мученика бросили в реку. Подошел второй, произошло то же. Третий, четвертый... Люди стояли в длинной очереди за смертью, трепеща, молясь, однако, крестясь, целовали иконы и, обезглавленные, падали в реку. До позднего вечера шли ко Христу православные, омывались кровью и уходили в Небо. С удивлением враг смотрел на мучеников, которых он захватил, но не поработил. Не знаю, почему мне вспомнилась картина средневековой соседней страны. Наверное, потому, что и у России достаточное число мучеников, пострадавших за веру. Их сонм велик, и щедро полита наша земля их кровью. Слова молитвы о святители Амфилохии в нашем храме у его иконы звучали с необыкновенной проникновенностью. Удивительно, но не было слез, зная наперед о его мученической жизни. О таких подвижниках сильных духом не плачут. От них возгораются любовью и верой. Настоятель храма отец Василий предложил прихожанам совершить Крестный ход по городу на автомобилях, по тем местам, где трудился святой. Прогноз погоды был неутешительным. После долгой критической жары, как раз наступило время проливных дождей. Но, что нам, сибирякам, непогода? С молитвами из храма вынесли икону святого, которая и возглавила Крестный ход. Следом за ней выстроились автобусы с детьми и прихожанами, потом двинулась колонна автомобилей. Узнал бы святитель те места, по которым ежедневно, на протяжении пяти лет, ходил в колонне зэков на работу? Наверное, удивился бы, что храм у нас построен прямо в центре города. А еще удивился бы, что нет бетонных арок-ворот, за которыми находись зоны. Но обязательно перекрестился бы на одну из сопок, где покоятся в безымянных могилах арестанты. Пусто на месте бывшей шахты "Первогорная". Давно порос бурьяном и завалился вход в штольню, по которой спускали в забой лошадей. Ничего не напомнили о себе бывшие шахты № 4 и 9. Будто и не было их вовсе. Словно и не доходили сюда ранние протяжные паровозные гудки, извещающие о начале трудового дня. Тишиной и покоем встретила бывшая Елбань( так в народе именовалась зона). Сегодня здесь находится часовня Воздвижения Креста Господня и святой источник. Интересно, где здесь находилось убежище святителя Амфилохия? Кто-то из приезжих паломников в прошлом году указал, мол, вдоль горы, по другую сторону часовни находились землянки узников. Сегодня все здесь поросло травой. На небе не облака, хотя и обещали ливень. Высоко в небо поднились слова молитвы о сибирских святых. «Святителю отче Амфилохий, моли Бога и нас»… Смотрю на собравшихся здесь людей, вижу много детей, паломников, прихожан храма и ликует сердце от того, что сегодня можно молиться о своих святых открыто и с любовью. Благодарю Тебя, Господи! Надежда Пономарева Прикрепления: Картинка 1 · Картинка 2 | |
|
Всего комментариев: 0 | |