10 февраля - Поминовение
всех усопших, пострадавших в годину за веру Христову.
В прошлом году мне
попала руки книга «Их страданиями
очистится Русь». На первой попавшейся странице прочла следующее:
«На железной дороге Новокузнецк - Таштагол в
Кемеровской области, возле туннеля, где
сейчас поселок из 6 домов, есть братская могила узников лагерей. В их числе много духовенства. Один из них о.
Иоанн, родственник Патриарха Тихона.
Местные жители свидетельствуют, что около
моста на 517 км всех тех, кто отказался
работать на Пасху, закопали в землю живыми, под насыпью. Со временем там появились горящие свечи, но потом исчезли.
Некоторые из закопанных там не могли
работать от слабости, и их добивали топором в голову. Здешние жители говорят, что людей на этой железной дороге
наложено больше, чем шпал».
Несколько раз перечитала эти страшные строки.
Господи! Как не побывать в этих местах,
чтобы поклониться праху тех, кто жизнь свою положил за веру нашу православную, кто пострадал от безбожной
власти в годы гонений. С благословения благочинного церквей Осинниковского округа
протоиерея о. Димитрия я отправилась электричкой на 517-й километр.
2001 год. Август. За окном узенькая туманная полоска Кондомы. Слева неприступные высокие
скалы. Электропоезд резко сбавляет скорость в узких ущельях. Скоро он «ныряет» в
темную вековую тайгу. Хвойный лес плотно
обступил железнодорожный путь. Вот она - настоящая сибирская тайга!
Свидетельница и хранительница многих здешних
тайн. Это она приютила и упокоила сотни
тысяч заключенных, что строили железную дорогу. Неожиданно вагон погрузился в кромешную тьму. Оказалось,
проезжаем туннель, тот самый, что был пробит узниками в скале из кварцевого камня. Народное
предание гласит (узнала от попутчика),
что железную дорогу можно было отвести, не делая туннеля. Но безбожная власть имела на то свои расчет:
неимоверно тяжелый, непосильный труд сам
по себе уничтожит большую массу заключенных, среди которыхб ыло и духовенство.
517-й километр встретил
густым туманом. Ничто здесь не нарушает нынче тишины. Молчат и вековые ели, стоящие как в почетном карауле.
Иду по насыпи в Петухов Лог. Именно там
массовые захоронения заключенных. На взгорке замечаю несколько домиков. Первые три закрыты. В четвертом дверь
открыла женщина.
- Захоронения? Вон
они, за моим огородом, - с ходу ответила
она на мой вопрос.
Вместе с провожатой Аллой
Темниковой поднимаемся на крутую лысую гору.
Она рассказывает:
- Вот здесь расстреляны
священники, что отказались работать на
Пасху. Старожилы говорят, что здесь сорок батюшек. А вот часовенка на костях тех, кто строил туннель, здесь тоже
есть священники ...
На покосившемся кресте читаю: «Память! Святым новомученикам и исповедникам российским,
пострадавшим от безбожной власти большевиков ... » Читаю эти слова, и
подкашиваются ноги. Видно, здесь то место, где надо стоять на коленях. Господи,
открой имена православных христиан, претерпевших здесь мученическую смерть.
Укажи дорогу к живым свидетелям прошлого ...
- В нашем Логу нет
свидетелей тех лет. Поезжайте в соседнюю
деревню, что дальше в тайге. Может, кто и найдется, - говорит провожатая.
Дачник П. Темников, в
прошлом майор новокузнецкой милиции, отложив заготовку дров, согласился
доставить туда на мотоцикле. С диким ревом «усовершенствованный» мотоцикл несет
по бездорожью, то и дело «перепрыгивая» через пни. В голове одна мысль: как бы
не вылететь из седла. Останавливаемся у реки. Дальше предстоит идти по воде.
Вброд переходим реку. На левом берегу четыре домика. Подходим к первому. На лай
собаки выходит бородатый хозяин.
- Мир вам ...
- С миром принимаем,
- отвечает мужчина.
После коротких
переговоров, кто я и зачем, осторожно, под руки выводит незрячую женщину, мол,
кое-что мать знает.
Знакомлюсь. И прежде интересуюсь, как эти люди
оказались в этих глухих таежных местах.
- Прежде мы жили в Гурьевске.
В связи с перестройкой остановился завод, люди остались без работы. Стали
разбойничать, пить, богохульствовать. Невыносимо стало жить в такой обстановке,
вот и уехали ...
Здесь тихий уголок:
Работаем, живем своим
трудом, Бога не забываем...
- Анна Георгиевна, говорят,
что вы знаете как расстреливали здесь священников.
- Я знаю только со
слов людей. Жила здесь до недавнего времени Е. И. Моисеева. Муж ее служил
охранником в лагере. Как-то по весне приказали ему расстрелять священников, что
отказались работать на Пасху.
Двух он убил, других не смог. Видно, в тот
момент Господь открыл ему что-то такое ... В великом страхе он бросил наган и
убежал тайгу. Рассказывали, что больше его никто и ни когда не видел, наверное,
лютую смерть принял за убиенных священников. Наша тайга и сегодня полна всякого
зверья. Найдите Екатерину Ивановну Моисееву, он, лучше расскажет о своем муже
... Ищите ее в Новокузнецке ...
Пока мы сидели разговаривали,
сын Анны Георгиевны, Виталий, все это время был рядом. Несколько лет назад он
помог приезжавшему священнослужителю из Красноярска изготовить и установить на
517-м км, на захоронениях, крест и часовенку.
Вот что он рассказал:
- Закончили тогда мы свою
работу, помолились, покушали и спустились с горы вниз, чтобы воды набрать.
Набрали, стали подниматься вверх, и тут священник обнаружил обильно бьющий у
креста ключ. Вода растекалась по всему склону горы, а ведь родника здесь прежде
не было ... Выходит, как только мы установили крест, забил источник, святой
источник ... Он и теперь исходит прямо из траншейного захоронения убиенных ...
Это случилось 18 октября 1994 года, в день св. апостола и евангелиста Луки ...
Я прощаюсь с этой удивительной,
глубоко верующей православной семьей. Видно, не случайно их привел сюда
Господь. Они здесь, по промыслу Божьему.
Обратная дорога
по тайге не казалась уже такой страшной. Успела как раз к электричке. Завтра
еду в Новокузнецк, чтобы отыскать единственную свидетельницу тех страшных лет -
Екатерину Ивановну Моисееву.
Новокузнецк. Долго стучу в дверь, за которой
непонятный шорох. Наконец она открывается.
- Екатерина Ивановна Моисеева здесь живет?
Старушка часто кивает головой и знаком руки приглашает войти. Я понимаю, что
она немая, и все же пытаюсь хоть что-то прояснить.
- Вы единственный свидетель расстрела
священников на 517 км. Сможете о том хоть немного написать?
Екатерина Ивановна отрицательно качает
головой, Меня это не убеждает. Подаю лист бумаги. Она пытается что-то писать,
но рука явно не слушается. Теряю последнюю надежду хоть немного узнать о тех
давних и страшных событиях на 517 км. Екатерина Ивановна, сознавая свою немощь,
утирает слезы ...
- Вы живете одна?
По знакам понимаю, что живет с сыном, но есть
и дочь. И опять появляется маленькая надежда ... Оставляю Записку родственникам
и обещаю приехать через неделю.
И вот снова В Новокузнецке. Стучу в уже
знакомую дверь, но она открыта. В квартире пусто, кругом разбросаны вещи,
какие-то бумаги. Что случилось? Мысли в голове самые разные. Стучу к соседям по
площадке - никого. Жду у дверей час, другой - безрезультатно. Народ в доме как
вымер ... Жива ли сама Екатерина Ивановна? Время подходит уезжать. Всю дорогу
не покидает мысль: что могло произойти?
В обед следующего дня междугородный телефонный
звонок: - я дочь Екатерины Ивановны. После вашего приезда мама ушла из дома и
не вернулась. Неделю уже нет, - плачет в телефонную трубку женщина. Как могу ее
успокаиваю, хотя сама не менее расстроена ... Что могло произойти? В связи с
чем восьмидесятилетняя старушка ушла из дома? Может, чего-то испугалась?
Может, нахлынувшие воспоминания растревожили
сердце и помутили разум? Ночь почти не сплю, одолевают тревожные мысли ...
Решаю утром поехать на 516 км, где, по словам звонившей, живет родная сестра
Екатерины Ивановны. Может, она что-то знает ...
(Продолжение следует)
Источник: |