Главная » Статьи » Божии люди

Помни имя святое
| Теги: | Рейтинг: /


На улице Шота Руставели, что в Шушталепе, номеров на домах почти нет. А так улица, как улица: то бежит вниз, то взбирается вверх. Кто и когда назвал ее этим именем, никто не помнит. Вот что по этому поводу рассказал первый встречный человек.

- Назвали эту улицу давно, кажется, в шестидесятых годах. Сначала язык плохо поворачивался, выговаривая Шота Руставели, а потом ничего, свыклись. А что случилось? Рассказывали, будто он большим поэтом был…

В краткой литературной энциклопедии о Шота Руставели сказано, что он автор поэмы «Витязь в барсовой (тигровой) шкуре», что пролог этой поэмы был посвящен царице Тамаре, в кот ором  воспевает ее и ее мужа. Это произведение отмечено печатью высокой творческой зрелости автора. Вот, пожалуй, и все о Руставели.

А сорок лет назад мировая общественность широко отметила 800-летие со дня рождения Шота Руставели. Кто же такой был Руставели? О нем, к сожалению, не сохранилось ни биографических данных, ни исторических документов. Правда, кое-что о нем можно узнать из поэмы. Он жил в двенадцатом веке. А еще совсем недавно ученые установили, что Руставели был министром  финансов  при царице Тамаре.

По традиционным народным преданиям, Руставели получил образование сначала на родине, в Грузии, потом продолжил занятия в Греции в Афинах. В старости он уехал в Палестину, и там, в Иерусалиме, в грузинском Крестовом монастыре, уже будучи монахом, умер. Похоронен он на Святой Земле.

Монастырь, где он жил, был построен грузинами еще в пятом веке и на протяжении двенадцати столетий был одним из грузинских культурных центров. Из года в год писалась летопись этого монастыря. В записях, относящихся к первой четверти двенадцатого века, встречается имя некого «Шота Казначея», а также имеется «поминовение усопшего» - Шота, еще раз подтверждающая версию о том, что Шота Руставели последние годы  жизни провел именно в этом монастыре. И это еще не все. В монастырской хронике сообщается, что, памятуя заслуги Шота Руставели перед монастырем во время восстания и после « крестовых войн», братия Крестового монастыря решила запечатлеть его образ на фреске одной из колонн своей обители, что и было сделано. А еще известно, что эта фреска просуществовала до четырнадцатого века, а потом исчезла. Осенью 1959 года грузинские ученые ездили в Палестину, чтобы на месте узнать что-нибудь о затерявшейся фреске. После тщательного изучения им удалось обнаружить портрет Руставели, который. К счастью, не был поврежден и находился под толстым слоем черной краски. С фрески была снята копия и привезена на родину. Палестинская фреска – один из немногих сохранившихся документов биографического характера, касающихся великого грузинского поэта, мыслителя и монаха.

Из этих исторических строк мне более всего интересен образ монаха. Каким он был? Об этом монастырская летопись молчит. Но вот что о монахах в свое время говорил Глинский игумен Филарет: «Истинные монахи из глубины уединения светят миру простым образом благоугодного жития своего и живым действенным словом спасительной истины»

Жизнь святых отцов, их подвиги всегда основывались на Святом Евангелии, исполнении заповедей Христовых. В чем он, монах Шота Руставели, преуспевал? В послушании, в посте, молитве или бдении? Возможно, во всем, поскольку он пришел на Святую землю, чтобы спасти свою душу, избавиться от рабства страстей, достигнуть чистоты сердца, составляющей истинную свободу.

Премудрый наставник иноческой жизни Иоанн Лествичник говорит: «Все усердно оставившие житейское без сомнения сделали это: или ради будущего Царства, или по множеству  грехов своих, или из любви к Богу».

Чем привлекла Шота Руставели монашеская жизнь? Это остается тайной, а мы можем только догадываться – он искал спасения души и любви Бога.

Шота Руставели… Как странно, что именем этим названа наша окраинная российская улочка. И как жаль, что очень мало знаем об этом человеке, чей прах почти девять столетий покоится на Святой Земле. В Русской Палестине, где русские колокола, русская речь, славянское богослужение звучат уже много лет. А еще  жаль, что мы мало  называем улицы именами тех, кто нашей православной церковью причислен к лику святых. Разве мало в нашей истории таких имен? Взять, к примеру, Александра Невского, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского. Это наша история, наша память, а все вместе – наша православная вера.

Сегодня говорим, что настало время строить и возрождать храмы. Стало быть, и настало время памяти русских Святых. Возрождение православной веры должно начинаться не только со строительства храма.



Источник: